«Нужны какие-то внутренние накопления. Только когда они есть, возникает желание встретиться со слушателями, поделиться тем, что имеешь. Для музыканта-исполнителя, как и композитора, писателя, живописца, это крайне важно — стремление поделиться... Сообщить людям то, что знаешь и чувствуешь, передать свое творческое волнение, свое восхищение музыкой, понимание ее. Если такого желания нет — вы не артист. И ваше искусство — не искусство. Я не раз замечал, встречаясь с большими музыкантами, что они затем-то и выходят на сцену, что им необходимо сделать общим достоянием свои творческие концепции, рассказать о своем отношении к тому или иному произведению, автору. Убежден, что так и только так надо относиться к своему делу».
Михаил Плетнёв — советский и российский пианист, композитор и дирижёр. Народный артист РСФСР 1989.
Когда-то в одном из интервью, опубликованных в печати, собеседник Плетнева сказал ему: «Вас, Михаил Васильевич, считают артистом интеллектуального склада. Взвешивают в данной связи различные «за» и «против». Интересно, что вы сами понимаете под интеллектом в музыкальном искусстве, в частности, исполнительском? И как соотносится интеллектуальное и интуитивное в вашей работе?»
«Сначала, если позволите, об интуиции, — ответил он. — Мне кажется, что интуиция как способность где-то близка к тому, что мы понимаем под художественно-творческой одаренностью. Благодаря интуиции — давайте назовем ее, если хотите, даром художественного провидения — человек может достигнуть большего в искусстве, нежели карабкаясь только лишь по горе специальных знаний и опыта. Примеров, подтверждающих мою мысль, достаточно много. Особенно в музыке.
Но, полагаю, вопрос надо бы ставить несколько иначе. Почему или одно, или другое? (А ведь, к сожалению, именно так и подходят обычно к проблеме, о которой мы говорим.) Почему бы не высокоразвитая интуиция плюс хорошие знания, хорошее понимание? Почему бы не интуиция плюс умение рациональным путем постигнуть творческую задачу? Хуже от такого сочетания никак не будет.
Иногда слышишь, что груз знаний может в известной мере отяготить творческую личность, приглушить в ней интуитивное начало... Я так не думаю. Скорее наоборот: знания и логические размышления придают интуиции силу, остроту. Поднимают ее на более высокую ступень. Если человек тонко чувствует искусство и одновременно обладает способностью к глубоким аналитическим операциям, он уйдет дальше в творчестве, нежели тот, кто полагается только на чутье.
Кстати, те артисты, которые мне лично особенно импонируют в музыкально-исполнительском искусстве, как раз и отличаются гармоничным сочетанием интуитивного — и рационально-логического, бессознательного — и сознательного. Все они сильны и своей художественной догадкой, и интеллектом.
...Рассказывают, что, когда выдающийся итальянский пианист Бенедетти-Микеланджели гостил в Москве (это было в середине шестидесятых годов), его спросили на одной из встреч со столичными музыкантами — что по его мнению особенно важно для исполнителя? Он ответил: музыкально-теоретические знания. Любопытно, не правда ли? А что означают — в широком смысле слова — теоретические знания для исполнителя? Это и есть ведь профессиональный интеллект. Во всяком случае, сердцевина его...»